Выставка Константина Сомова со своими маркизами, но без «Дамы в голубом», открывается завтра в Петербурге

Выставка Константина Сомова со своими маркизами, но без «Дамы в голубом», открывается завтра в Петербурге

Выставка в Русском музее посвящена 150-летию Константина Андреевича Сомова, одного из крупнейших мастеров русского искусства первой половины ХХ века, яркого представителя творческого объединения «Мир искусства».

Константин Сомов — автор великолепных живописных полотен и рисунков.  Это портреты видных деятелей Серебряного века русской культуры, «галантные сцены», пейзажи, образцы журнально-книжной графики, созданные художником в 1890-е – 1930-е годах. В экспозиции представлено более 100 работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, частных собраний Москвы. 

Творчество одного из основателей общества «Мир искусства» Константина Сомова (1869–1939) было замечено с первых его шагов на профессиональном поприще. Его работы высоко ценили коллеги по цеху Александр Бенуа, Валентин Серов, философ Василий Розанов называл его гениальным художником. Разве что знаменитый критик Владимир Стасов видел в творчестве Сомова одну из угроз национальной культуре. После того как в начале 1920-х Сомов уехал за границу, на родине его имя долгие десятилетия было вычеркнуто из истории отечественного искусства. И только в годы оттепели о Сомове вновь заговорили, его картины стали выставляться, а в 1969 году, к 100-летнему юбилею художника, в Русском музее состоялась его первая персональная выставка.

На выставке в Михайловском замке Русского музея представлены все сферы художественной деятельности Сомова: живопись, графика, станковый рисунок, книжные иллюстрации, рисунки для журналов, фарфоровая скульптура. Всего около 150 работ: 50 живописных, остальное — графика. Современники ценили его и как выдающегося мастера портрета, и даже спорили, кто значительнее в этом жанре — Сомов или Серов. На выставке в ГРМ почти два десятка портретов и целый ряд автопортретов Сомова. Впервые зрители увидят и его миниатюры: иллюстрации, экслибрисы, виньетки.

Константин Сомов родился в Петербурге в дворянской семье. Его отец был хранителем коллекций Императорского Эрмитажа, мать — музыкантом. В доме висели работы Франческо Гварди, малых голландцев, Павла Федотова, Карла Брюллова. Сомов рано проявил тягу к художеству, посещал воскресные классы рисовальной школы Общества поощрения художников. Окончил Императорскую академию художеств, в 1893–1894 годах посещал мастерскую Ильи Репина, где одновременно с ним учились Игорь Грабарь, Дмитрий Кардовский, Филипп Малявин, Анна Остроумова. В 1897–1898 годах жил в Париже и занимался в Академии Коларосси. А в начале 1900-х Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства». 

С 1914 года он уже член Императорской академии художеств, а с 1919-го — профессор Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских. В 1923 году Сомов выехал в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки». В Россию он не вернулся, поселившись с 1925 года во Франции. Похоронен на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Сомов особо славится своей книжной графикой, иллюстрациями к Пушкину и Гоголю. Увлеченный XVIII столетием, он создал ряд живописных и графических работ, посвященных Галантному веку, самая известная из которых — фривольная «Книга маркизы», в которую художник подобрал даже тексты на французском языке.

Основной партнер нынешней выставки в Русском музее — Третьяковская галерея с ее замечательным собранием живописи и особенно графики Сомова. «Наши московские коллеги щедро поделились с нами работами художника, — рассказал Владимир Круглов, ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XXI века и куратор выставки. — Хотя несколько работ не приехало в Петербург, в частности „Дама в голубом“ и „Вечер“». 

Кроме того, работы из своей коллекции предоставил Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, а из петербургских музеев в выставке участвуют Пушкинский Дом, филиал Музея Академии художеств — Музей-квартира Бродского, а также частные коллекционеры. 

Работы Сомова есть также в Пермском художественном музее, в Нижегородской картинной галерее, в музеях Ярославля, в Приморской картинной галерее во Владивостоке, где, в частности, находится великолепный портрет Генриетты Гиршман (1911) кисти Сомова. Но они, к сожалению, по разным причинам на выставку не приехали.  

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
8 августа – 4 ноября 2019

artrussia.ru