Художники с Урала поставили рядом с Кремлем арт-банкомат, который меняет материальное на духовное

Художники с Урала поставили рядом с Кремлем арт-банкомат, который меняет материальное на духовное

Банкомат, который взамен купюры любого номинала выдает "кусочек вечности цвета копоти...".

 

На превью 5-й Индустриальной биеннале представили искусство родом с Урала. Осенью в Екатеринбурге художники со всего мира будут говорить о бессмертии — арт-смотр, которому в этом году исполняется 10 лет, обещает стать знаковым событием в культуре. А пока в Москве, напротив Кремля, в галерее Red Line показывают «рабочее» искусство. Когда оказываешься на Красной площади, становится очевидным, что индустриальный арт с Урала — не локальное явление, а целое движение.

Хитом выставки-анонса «бессмертного сезона» Уральской биеннале стал арт-объект, получивший прозвище "банкомарт", который меняет материальное на духовное.

 

На первый взгляд автомат как автомат — неприметный, серый. Инструкция элементарна: вставляешь любую купюру — получаешь авторский рисунок, бережно приклеенный на лист А4. Для гостей вернисажа это игра в неизвестность. Своеобразная лотерея: никогда не знаешь, какой «билет» вытащишь. Важно, что человек сам определяет цену искусства, это операция вне законов арт-рынка. А еще то, что изобретение дает возможность купить картину так же просто, как чашку кофе в автомате — граница между искусством и жизнью стремительно тает. Для авторов «Банкомарт» — еще и средство дохода. Они сделали таких три: установлены в екатеринбургском «Ельцин-центре», самарской галерее «Виктория» и нижнетагильской галерее «Народная». Авторы арт-объекта загружают в «Банкомарты» графические работы разных художников. 

В общем, художники выживают на Урале как могут. С выдумкой. Всего на московской выставке больше десяти авторов, которые сегодня делают погоду на художественной карте Уральского региона и далеко за его пределами. Некогда все они в разные годы участвовали в «заводской» биеннале. Кураторы московской выставки Светлана Усольцева и Марина Федоровская выбрали художников, для которых уральская биеннале дала импульс в развитии, и показали, что они сделали после арт-смотра.

Среди таких художников — победитель недавней премии современного искусства «Инновация» Владимир Селезнев. На выставке его работа «Супрематизм из Еврошопа», сделанная для проекта в немецком Киле, — серия абстрактных картин на дешевых кухонных клеенках.

— Знаете, что самое кайфовое? — говорит Алиса Прудникова. — Эти работы он сделал за полгода до того, как случился скандал с коллекцией поддельных малевичей (в начале 2018 года мировое арт-сообщество подвергло сомнению подлинность коллекции Игоря Топоровского, выставленной в бельгийском музее. — М.М.). Я тогда сказала ему: «Вова — ты интуит, сделал предсказание!»

Сам Селезнев считает, что его нечаянный прогноз — это подтверждение статусности авангардного искусства: «неважно, на что нанесена примерная супрематическая композиция, — на клеенку или прялку, как в Генте, — предмет сразу признается искусством и попадает в музей».

На Урале даже юмор с оттенком суровости. Взять хотя бы работу Людмилы Калиниченко «Художник, куратор, его друзья и фантастические твари». Фантастические твари — это вам не пикирующий злыдень и нюхль, а наши родные — гуси, куры, овцы и кролики. На картине екатеринбургской художницы животные собрались за столом вместе с яркими представителями уральского арт-сообщества и застыли в позах из леонардовской «Тайной вечери». На первый взгляд ироничная аллюзия на старое искусство и современное голливудское кино на поверку оказывается призывом к гуманности вообще и в арт-среде в частности. «Каждую минуту мы можем стать сытыми или съеденными», — считает Людмила.

artrussia.ru