В торговых центрах, ресторанах, на фоне красивой картинки в видеороликах и фильмах играет лёгкая музыка, на которую не все обращают внимание. Однако эти композиции не так просты, как может показаться на первый взгляд.
Музыка вместо мебели?
До XX века люди слушали музыку, сидя в креслах театров или филармоний. Никто даже подумать не мог, что эти произведения можно слушать «пассивно», пока разговариваешь с другом или приятной дамой. Но в двадцатых годах прошлого века эксцентричный французский композитор Эрик Сати создал три похожих между собой мелодии для проигрывания их во время антрактов. Публика не понимала, что происходит – был звонок на антракт, но музыканты продолжают играть… Значит нужно остаться в зале? Композитору приходилось бегать между рядов и призывать людей разговаривать, есть и пить, не обращая внимания на мелодию. Он создал музыку, которая бы дополняло пространство, как мебель. Именно поэтому три мелодии Сати под названием «Гимнопедии» назвали меблировачной музыкой. Чуть позже Эрик Сати предложил кутюрье Жермене Бонгар проигрывать свою музыку у неё в магазине, пока покупатели делают свой выбор. Так появилось одно из мощнейших средств манипулирования в бизнес-сфере.
Капали ваши денежки
К середине XX века в США с помощью опросов установили, что покупателям приятнее совершать покупки там, где играет какая-то лёгкая мелодия. С тех пор музыка ненавязчиво высасывает из вас деньги. Если темп музыки быстрый, то и покупатель проводит в магазине меньше времени, как бы подстраиваясь под мелодию, но денег он тратит больше, чем планировал. Музыка создаёт атмосферу спешки – покупатель быстро хватает товары и идёт на кассу. Такую музыку часто включают в период распродаж в масс-маркете. Небольшие цены, толпы людей да ещё и энергичная музыка кружат голову модникам и модницам. Медленная музыка также способствует увеличению продаж, но работает она там, где товары подороже: магазины косметики и парфюмерии, фарфоровой посуды, итальянского текстиля, изысканного алкоголя. Такое музыкальное сопровождение вводит человека в транс, погружая в мечты о богатой жизни, как на экранах телевизоров.
Фоновая музыка – тоже музыка?
Дмитрий Пономаренко создаёт свои фоновые треки под псевдонимом Julian Slink. Вот, что он думает: «Фоновая музыка отличается от музыки в классическом понимании тем, что, в первую очередь, она должна подходить к той сцене, ситуации, ролику на YouTube, для которой она используется. Однако нельзя сказать однозначно, что грустная музыка подходит только для грустных ситуаций, а веселая для веселых. Бывает так, что жизнерадостная музыка идеально вписывается в грустный контекст, создавая контраст эмоций, а грустная – наоборот дополняет веселые моменты. Насколько гармонично это будет выглядеть, зависит уже от умений режиссера, постановщика и т.д.
Также нужно отметить, что фоновая музыка – это отдельный жанр. Например, фильмы – чтобы написать мелодию для фона нанимают композиторов, которые знают определенные приемы, ритмы, мелодии, тональности, аккорды, которые работают для разных ситуаций и сцен. Естественно, фоновая музыка будет отличаться от всей остальной, потому что она должна «подстраиваться». Режиссер также может взять какой-то трек в «классическом понимании» (рэп, рок, джас, дабстэп, трэп, неважно), и такая музыка тоже подойдет на фон идеально».
Julian Slink о своем творчестве
«Что касается меня, то мою музыку частенько ставят на фон в свои видео – в основном блогеры. У меня нет какой-то своей философии, потому что я просто пишу то, что мне нравится. Я стараюсь использовать что-то новое и просто пробую себя в разных направлениях, стараюсь делать всегда лучше. Многие говорят, что моя музыка в некоторых моментах чем-то напоминает «сказочную музыку». Я пишу в FLStudio, анализируя треки других композиторов, просматривая обучающие видео на «Ютубе» и всевозможные сайты. Я собираю информацию из всех доступных источников, что советую делать всем, кто хочет заняться написанием музыки».